Европа и Россия: проблемы развития местной демократии

Уважаемые читатели! Предлагаем вашему вниманию выставку "Европа и Россия: проблемы развития местной демократии", приуроченную к Европейской неделе местной демократии.

Вы сможете познакомиться с историей развития демократического процесса от Древней Греции и Рима, Новгородского веча и Великой французской революции до принципов демократии современной России.

Выставка состоит из разделов:

  • Античный опыт демократии,
  • Новгородское вече - русская модель демократии,
  • Великая французская революция - основа революционно-демократических традиций,
  • Демократия Нового Света,
  • Мятежная демократия 19 века в России,
  • Новая русская демократия 90-х годов 20 века,
  • Пять признаков демократии в современной России.

Приятного вам просмотра!

Античный опыт демократии


               Демократия перед теми, кто к ней относится серьезно, ставит почти неразрешимые проблемы, а для тех, кто ее ненавидит, открывает почти неограниченные возможности.

В. Гавел

Демократия в ее современном понимании берет свое начало в Древней Греции и Древнем Риме, традициях средневековых городов-государств.

В античных городах-государствах верховной законодательной, исполнительной и судебной властью обладало собрание, включающее в себя всех граждан. Это было возможно потому, что население этих городов редко превышало 10000 человек, а женщины и рабы не имели политических прав. Граждане имели право занимать различные исполнительные и судебные должности, некоторые из которых были выборными, а другие назначались по жребию.

В начале исторического периода в Древней Греции действовала своеобразная военная демократия, при которой власть фактически принадлежала родовой аристократии, в их руках была сосредоточена основная часть земли. Проводником такой демократии был Солон.

По его убеждению, жизнь в общества должны регулировать право и законы, принятые при всеобщем согласии. Ради единства и процветания общества необходимы взаимные уступки и компромиссы. Но попытки добиться всеобщего согласия не удались, и Солон, становясь путешественником, покидает Грецию, вернулся он на родину уже глубоким стариком, и ему пришлось стать свидетелем того, как непрекращающаяся борьба между его гражданами закончилась установлением тирании

В эпоху расцвета Афинской демократии все важнейшие вопросы внутренней и внешней политики решались в народном собрании, в котором могли участвовать все достигшие двадцати лет афинские граждане, независимо от имущественного положения.

Созывалось народное собрание четыре раза в месяц. Повестка дня объявлялась заранее. Для решения некоторых вопросов существовало даже требование кворума. У собрания было несколько основных функций, но главной была функция законодателя. Решения на собрании принимались открытым голосованием, но предварительно законопроекты рассматривались советом пятисот, мнение которого объявлялось на собрании. На этом процедура не заканчивалась: в дело вступала своеобразная коллегия присяжных - гелиэя, проходившая в форме состязательного судебного процесса. В качестве защитников старых законов выступали представители, назначенные народным собранием, в качестве обвинителя - авторы законопроекта. А далее, в течение года после принятия закона, против его автора мог быть возбужден "иск о противозаконии", если оказывалось, что предложенный им закон противоречил существующим демократическим нормам. В этом случае автору грозило суровое наказание, вплоть до смертной казни или лишения гражданских прав.

Ярким представителем демократического начала в Греции стал Перикл.

Перикл, получивший по тем временам блестящее образование и долго избегающий участия в политике, примкнул к демократической партии. Вожди демократов начали проводить через народное собрание законы о государственной помощи бедным, устройстве за счет города зрелищ и развлечений. Сам он демонстрировал подчеркнутую скромность, в народном собрании выступал коротко и по делу, отказываясь от приглашений на званные обеды. Но со временем, получив абсолютную власть, Перикл был обвинен в больших растратах из казны на увеселительные мероприятия и пышное строительство храмов богам, кроме того, он в обход всех законов 14 раз избирался главнокомандующим. Так что, по сути, демократия в лице Перикла сошла на нет.

Римская демократия в абсолютном понимании весьма спорна.

Деление общества в те времена в Риме была предельно простое: патриции и плебеи. Выбирались консулы из числа патрициев путем подачи голосов гражданами. То есть, важнейший институт демократии уже введен, но для плебеев путь наверх закрыт. Но в результате борьбы плебеев за свои права появляются новые политические классы, куда входят и патриции и плебеи. Народное собрание принимало непосредственное участие в принятии законов. Таким образом, в Римской империи сочетались демократические аспекты: открытость власти, либеральные права и непосредственное участие граждан в управлении страной, наличие сената. Так же имелся такой институт прямой демократии, как плебисцит, являвшийся прообразом современного референдума. И как считает историк Даниил Бардин, применительно к современности, данный строй является абсурдным, однако это лучшая модель, существовавшая в период античности.

Литература

Современная энциклопедия. Великие Правители. М.: Аванта Жизнеописания великих греков и римлян Платон. Диалоги Иллюстрированная история Мира. Т.1. М.: Внешсигма, 1995. - 156 с.
 
Список литературы
  • Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т.2. Ред. Микеладзе З.Н. М.: Мысль, 1978. - 687 с.
  • Ботвинник М.Н. Жизнеописания знаменитых греков и римлян. М.: Просвещение, 1987. - 204 с.
  • Валовой Д. Дерзновение. М.: Мол. гвардия, 1991. - 314 с.
  • Великие правители. Современная энциклопедия. М.: Мир энциклопедий Аванта+: Астрель, 2007. - 443 с.
  • Иллюстрированная история Мира. Т.1. М.: Внешсигма, 1995. - 156 с.
  • История Древнего Рима. СПб.: Полигон. АСТ, 1998. - 894 с.
  • Лосев А.Ф. Платон - Аристотель. М.: Мол. гвардия, 2000. - 391 с.
  • Платон. Диалоги. М.: АСТ, 2006. - 237 с.
  • Платон: PRO ET CONTRA. Антология. СПб.: РХГИ, 2001. - 646 с.
  • Рафаэль. М.: Белый город, 2000. - 63 с.
  • Энциклопедия для детей: т.1 (Всемирная история). М.: Аванта+, 1994. - 704 с.

Новгородское вече - русская модель демократии


В России две напасти. 
Внизу - власть тьмы, вверху - тьма власти.

Владимир Гиляровский

По происхождению своему Новгородское вече было городским собранием.

Созывалось оно иногда князьями, а чаще городскими сановниками, посадниками, и не было постоянно действующим учреждением, созывалось, только когда являлась в нем надобность. По своему составу Вече не было представительным учреждением, не состояло из депутатов: на вечевую площадь бежал всякий, кто считал себя полноправным гражданином. Вече ведало всю область законодательства, все вопросы внешней политики и внутреннего устройства, а также суд по политическим и другим важнейшим преступлениям. Решение составлялось на глаз, лучше сказать на слух, скорее по силе криков, чем по большинству голосов.

Вече собиралось по звону вечевого колокола и собиралось обыкновенно на площади. Никогда не было установлено постоянного срока для его созыва. Вече обыкновенно состояло из граждан одного старшего города; но иногда на него являлись и жители младших городов. Вопросы, подлежавшие обсуждению, предлагались князем или высшими сановниками, степенным посадником, либо тысяцким. Вече постановляло новые законы, приглашало князя или изгоняло его, выбирало и судило главных городских сановников, разбирало их споры с князем, решало вопрос о войне и мире и т.п. Но по характеру своему сей орган не мог правильно обсуждать предлагаемые ему вопросы и иметь законодательный почин; вече могло только отвечать на поставленный вопрос, отвечать простым "да" или "нет". Однако, в развитии демократии этот орган занимает достойное место.

Литература

Б.А. Рыбаков. Киевская Руси и русские княжества XII-XIII вв. Российская летопись И.Я. Фроянов. А.Ю. Дворниченко. Города-государства древней Руси А.Н. Сахаров. Дипломания Святослава
 
  • Мясников А. Российская летопись. СПб.: Александр Принт, 2001. - 669 с.
  • Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества. М.: Наука, 1982. - 589 с.
  • Рыбаков Б.А. Первые века русской истории. М.: Наука, 1964. - 240 с.
  • Сахаров А.Н. Дипломатия Древней Руси: IX - первая половина X в. М.: Мысль, 1980. - 358 с.
  • Сахаров А.Н. Дипломатия Святослава. М.: Международные отношения, 1991. - 238 с.
  • Фроянов И.Я. Города-государства Древней Руси. Л.6 Изд-во, 1988.

Великая французская революция - основа революционно-демократических традиций


Когда все люди будут свободными, они будут равны; когда они будут равны, они будут справедливы.

Л.А де Сент-Жюст

Еще одна страна, и еще одна модель демократии. Франция, год 1789. Великая французская революция, и ее программный документ - Декларация прав человека и гражданина, провозглашавшая основные принципы: народный суверенитет и естественные неотъемлемые права человека.

Утверждалось свобода личности, свобода совести, слова и печати. Однако, демократические принципы Декларации прав человека и гражданина были частично осуществлены лишь после свержения монархии, созыва Национального конвента и провозглашения республики, а затем, в еще большей мере, во время Якобинской диктатуры 1794 г.

К перечню свобод, провозглашенных в декларации 1789 г., добавлялись: право петиций, право собраний и право на восстание против правительства, нарушающего права народа, свобода религиозных культов, обязанность общества предоставлять работу неимущим, обеспечивать средства существования для нетрудоспособных, заботиться о просвещении всех граждан.

Великая французская революция имела огромное историческое значение. Она заложила основу прочных революционно-демократических традиций французского народа, оказала серьезное и длительное влияние на последующую историю не только Франции, но и многих др. стран (их идеологию, искусство и литературу).

Литература

Великая французская революция и Россия А. Левандовский. Робеспьер Альберт Камю. Бунтующий человек Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения. Т.1. М.: Педагогика, 1981. - 656 с.
 
Список литературы
  • Великая французская революция и Россия. М.: Прогресс, 1989. - 550 с.
  • Данилов С.Ю. Правовые демократические государства: очерки истории. М.: Дашков и К, 2005. - 291 с.
  • Задорожнюк Э.Г. Социал-демократия в Центральной Европе. М.: Академия, 2000. - 310 с.
  • Иллюстрированная история Мира. Т.IV / 1708-1913. М.: Внешсигма, 1995. - 636 с.
  • Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. М.: Политиздат, 1990. - 414 с.
  • Карлейль Т. История французской революции. М.: Мысль, 1991. - 575 с.
  • Левандовский А.П. Робеспьер. М.: Мол. гвардия, 1965. - 304 с.
  • Манфред А.З. МАРАТ. М.: Мол. гвардия, 1962. - 352 с.
  • Монтескье Ш.Л. О духе законов. М.: Мысль, 1999. - 672 с.
  • Немецкие демократы XVIII века. М.: Худож. лит, 1956. - 661 с.
  • Парижская коммуна 1871 года: Время - события - люди. М.: Политиздат, 1981. - 376 с.
  • Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения. Т.1. М.: Педагогика, 1981. - 656 с.
  • Руссо Ж.-Ж. ТРАКТАТЫ. М.: Наука, 1969. - 703 с.
  • Сумерки богов. М.: политиздат, 1990. - 396 с.

Демократия Нового Света


Я не хотел бы быть рабом, и не хотел бы быть рабовладельцем. Это выражает мое понимание демократии.

Авраам Линкольн

Практически в это же время на другом континенте зарождалась новая демократия, которая в последствии станет краеугольным камнем всей политики Нового Света.

Создание США в 1776 году стало первой в истории человечества попыткой реализации идеи демократии в масштабе целой страны, а не города-государства. Эта идея получила отражение в Декларации независимости и принятой в 1789 году Конституции США. Американская модель демократии создавалась под специфические историко-культурные условия, и попытки скопировать ее в других странах успеха не имели.

Главным образом, это связано с тем, что федеральное правительство было создано штатами, которые длительное время существовали в качестве колоний с высокой степенью автономии. Это отразилось на американской системе, особенностями которой являются идеологическая гибкость, не имеющие жесткой дисциплины партии и политика, ориентированная на местные нужды.

Поначалу народный суверенитет вызывал настолько сильные опасения, что идеологи США намеревались ограничить избирательное право имущественным цензом, и некоторые штаты так и поступили. Лица, которые не владеют земельными участками, составляют мигрирующее население и слишком слабо связаны с благосостоянием штата, чтобы обладать привилегией голосования на выборах. И только к 1850-му году избирательное право стало распространяться на всех белых мужчин, а на всех взрослых граждан США - еще спустя 100 лет. Исторически выборы были прямыми и проводились по мажоритарной системе путем открытого голосования, за исключением выборов Президента США, которые были непрямыми.

На рубеже XX века в обществе стала расти озабоченность концентрацией власти в руках крупных частных корпораций, американское прогрессивное движение поставило своей целью усиление надзора над соблюдением законов. В результате реформ женщины получили право голоса. Сенат США стал формироваться на основе прямых выборов, партии стали в обязательном порядке проводить предварительные выборы, шире стали практиковаться референдумы. Вот такая она, демократия по-американски.

Литература

История США. Т.1. 1607-1877. М.: Наука, 1983. - 687 с. Джефферсон Т. Автобиография. Заметки о штате Виргиния. Л.: Наука, 1990. - 314 с.
 
  • Джефферсон Т. Автобиография. Заметки о штате Виргиния. Л.: Наука, 1990. - 314 с.
  • История США. Т.1. 1607-1877. М.: Наука, 1983. - 687 с.
  • Симонов В. Америка: разговор по душам. М.: Планета, 1988.

Мятежная демократия 19 века в России


Государство и личность, власть и свобода, коммунизм и эгоизм - вот геркулесовы столпы великой борьбы, великой революционной эпопеи.

А. Герцен

Следующая крупная попытка провозглашения демократии имеет русские корни. Демократическая мысль того времени била ключом. Чернышевский, Белинский, Бакунин, Добролюбов до хрипоты спорили о путях развития России

Этот период изобилует радикальными программами и не менее радикальными общественными акциями. Все эти люди принадлежали к так называемому "утопическому" социализму, наивно полагая, что люди должны соединиться в общества, имеющие общий интерес, сообща пользоваться силами природы и средствами наук, земля должна перейти в общинное пользование, а фабрики и заводы стать достоянием всех работающих на этой фабрике или на этом заводе. Герцена и Чернышевского чаще всего относят к разряду революционных демократов, которые являются ближайшими предшественниками социалистических демократов.

Литература

Тарасов Б. Чаадаев. Герцен А.И. Письма в будущее. М.: Сов. Россия, 1982. - 479 с. Прокофьев В.А. Герцен. М.: Мол.гвардия, 1987. - 400 с.
 
  • Белинский в жизни. М.: Госметиздат, 1948. - 50 с.
  • Герцен А.И. Письма в будущее. М.: Сов. Россия, 1982. - 479 с.
  • Добролюбов Н.А. Русские классики. М.: Наука, 1970. - 616 с.
  • Иллюстрированная история мира. Т.5. 1914-1995. М.: Внешсигма, 1995. - 761 с.
  • Н.Г.Чернышевский в портретах, иллюстрациях, документах. Л.: Просвещение. Ленингр. отд-ние, 1978. - 335 с.
  • Никоненко В.С. Николай Александрович Добролюбов. М.:Мысль, 1985. - 191 с.
  • Прокофьев В.А. Герцен. М.: Мол.гвардия, 1987. - 400 с.
  • Тарасов Б.Н. Чаадаев. М.: Мол.гвардия, 1986. - 447 с.
  • Филатова Е.М. Белинский. М.: Мысль, 1976. - 174 с.

Новая русская демократия 90-х годов 20 века


Новая русская демократия России 90-х годов прошлого столетия. Это уже наша совсем недавняя история.

В силу отмеченных причин демократическое движение в посткоммунистической России за исключением короткого периода начала 90-х годов, когда романтические иллюзии о возможности скорого достижения западных стандартов жизни оказывали решающее воздействие на состояние общественного мнения, так и не смогло стать главной движущей силой рыночных перемен. Основная масса населения, столкнувшись с трудностями перехода к рынку и не обладая прочной системой демократических ценностей, быстро охладела к демократическим партиям и движениям, которые оказались перед необходимостью действовать в условиях ограниченных ресурсов.

Литература

Вишневский Б. К демократии и обратно Хакамада И. Я работаю политиком. Манихин О. Российская эдемократическая партия "Яблоко". Краткий исторический очерк. Гайдар Е. Дни поражений и побед. М.: Вагриус, 1997. - 365 с.
 
  • Андрей Дмитриевич. Воспоминания о Сахарове. М.: Перра, 1990. - 366 с.
  • Вишневский Б. К демократии и обратно. М.: Интеграл-Информ, 2004. - 345 с.
  • Гайдар Е. Дни поражений и побед. М.: Вагриус, 1997. - 365 с.
  • Гайдар Е.Т. Государство и эволюция. Как отделить собственность от власти и повысить благосостояние россиян. СПб.: Норма, 1997. -224 с.
  • Манихин О.Российская демократическая партия "ЯБЛОКО". Краткий исторический обзор. М.: Интеграл-Информ, 2003. - 143 с.
  • Хакамада И.М. Я работаю политиком. М.: Офсет, 2004. - 144 с.
  • Шугаев Е.И. Депутатов надо любить. М.: Ридел, 1999. - 142 с.
  • Явлинский Г. О российской политике. Вступления и статьи (1994 - 1999 гг.). М.: ЭПИцентр, 1999. -417 с.

Пять признаков демократии в современной России


Наша демократия совсем молода, потому что ей буквально два десятилетия. Так произошло, что до этого в России просто не было демократии. И мы должны это учитывать в нашей ежедневной демократической практике.

Дмитрий Медведев

Президент России Д.А.Медведев, выступая 12 сентября 2010 г. на ярославском форуме "Современное государство с точки зрения стандартов демократии и критериев эффективности", заявил: "Я действительно считаю, что демократия является условием развития России, именно потому, что верю в демократию. Демократия в прикладном плане способна избавить от унижений и бедности и миллионы людей в нашей стране, и миллиарды людей в мире".

Дмитрий Медведев, не претендуя на истину в последней инстанции, предложил свое видение критериев, которым должно соответствовать современное государство. Стандартов оказалось пять.

Во-первых, это правовое воплощение гуманистических ценностей и идеалов. То есть, все те ценности, которых мы придерживаемся, должны иметь правовую рамку и силы закона, которые направляют развитие всех общественных отношений, то есть задают главные ориентиры общественного развития.

Второй стандарт - способность государства обеспечивать и поддерживать высокий уровень технологического развития, за счет чего обеспечивается достойный уровень жизни его граждан. "Чем богаче нация, тем выше ее шансы на устойчивую демократию", - процитировал Медведев американского социолога Сеймура Липсета. Поддерживая рост благосостояния граждан, государство укрепляет их доверие к демократическим институтам.

Третий стандарт связан со способностью государства защищать своих граждан от посягательств со стороны преступных сообществ. Причем это тот случай, когда для достижения цели все средства хороши. "Человеческие права и свободы должны быть обеспечены любой ценой", - он вспомнил слова главы Южной Кореи. Демократическое государство в случае трудностей должно не в кусты прятаться, уверен Медведев, а давать подчас жесткий отпор.

Четвертой отличительной особенностью демократии является высокий уровень культуры, образования, средств коммуникации и обмена информацией. Свободное демократическое общество - это все-таки всегда общество хорошо подготовленных, образованных людей, людей с высокой культурой.

Наконец, пятый стандарт демократии снова относится к гражданам. Точнее, к их убежденности в том, что они живут в демократическом государстве. "Демократии нет или есть проблемы с демократией, если человек на личном уровне чувствует несвободу и несправедливость, - считает президент. - Правительства могут сколь угодно долго говорить своим гражданам: "Вы свободны". Но демократия начинается только в том случае, если гражданин скажет сам себе: "Я свободен".

Таким образом, идеи, философия, значимость демократии лишь развиваются, принимая новые грани из века в век.

  • Пять признаков демократии // Рос.газ. - 2010. - 13 сент. - С.1.
  • Демократы и демократия в посткоммунистической России // Знамя. - 2008. - № 9. - С.168-183.
  • Политическая культура и проблема эффективности демократии в посткоммунистических странах // ФН. - 2006. - № 11. - С.5-17.
  • Демократия участия в современной России // ОНС. - 2007. - № 1. - С.73-90.
  • Самодержавная демократия: дуалистический характер российского государственного устройства // Полис. - 2007. - № 5. - С.56-67.
  • Национальное единство как условие успешного перехода к демократии // ФН. - 2007. - № 1. - С.5-19.
  • Меняющийся мир и проблемы функционирования Демократии // Мировая экономика и международные отношения. - 2007. - № 9. - С. 3-17.
  • Современная российская государственность и культура демократии // Государство и право. - 2009. - № 1. - С.5-14.
  • Информационная революция и демократия: ожидания, реальность, перспективы // Мировая экономика и международные отношения. - 2003. - № 7. - С.13-21.