Товстоногов

 

Старосельская, Наталья Давидовна. Товстоногов / Наталья Старосельская ; худож. оформ. А. С. Козаченко. - Москва : Мол. гвардия, 2018. - 408 с. : ил. - Предисл.: с. 5-15. - Библиогр.: с. 399-408 .

Книга известного литературного и театрального критика Наталии Старосельской повествует о жизненном и творческом пути выдающегося русского советского театрального режиссера Георгия Александровича Товстоногова.  Впервые его судьба прослеживается подробно и пристрастно, с самых первых лет интереса к театру, прихода в Тбилисский русский ТЮЗ, до последних дней жизни. Сегодня БДТ носит его имя, храня уникальные традиции русского психологического театра, привитые коллективу великим режиссером. В этой книге также рассказывается о спектаклях и о замечательной плеяде артистов, любовно выпестованных Товстоноговым.

 

 

Товстоногов Георгий Александрович родился в семье инженера-железнодорожника. Мать была грузинкой, отец — русским. Когда Георгий приехал в Москву поступать на режиссёрский факультет, то добавил себе два года. Спустя десятилетия у знаменитого Товстоногова возникли проблемы с празднованием юбилея: по документам он родился в 1913 году, а на самом деле — в 1915 году.

В детстве Георгий часто ходил в театр (его дядя был артистом), а в школе организовал драматический кружок.

В 1931 году Товстоногов был принят актером в Тбилисский русский ТЮЗ. Вскоре он стал ассистентом режиссёра, а потом поступил в ГИТИС. Учась в Москве, он смотрел до ста постановок в год — это была отличная школа. Его кумирами являлись Константин Сергеевич Станиславский и Всеволод Эмильевич Мейерхольд.

 В 1937 году отец Георгия был объявлен японским шпионом и репрессирован. Товстоногова, студента 4 курса, исключили из ГИТИСа как сына врага народа. Правда, через несколько месяцев, когда Сталин сказал, что дети за отцов не отвечают, его восстановили. Позднее Товстоногов выпустит спектакль к семидесятилетию вождя и даже получит за него Сталинскую премию.

 В 1938-1946 годах Товстоногов работал режиссёром Русского драматического театра имени А.С. Грибоедова в Тбилиси. Здесь определились его театральные интересы, убеждения, цели, здесь он занялся (в 1939 году) педагогической работой в Театральном институте имени Шота Руставели.

13 февраля 1956 года впервые переступил порог БДТ, переживавшего к тому времени тяжёлый период: в зале по 10-15 человек, в кассе — миллион дефицита. Он принял театр с широкими полномочиями, с правом полной его перестройки.

Товстоногову потребовалось несколько сезонов, чтобы превратить БДТ в центр театральной жизни страны. Он начал с лёгких комедий. О необычных, весёлых, музыкальных спектаклях заговорил весь город. И в БДТ хлынул зритель. Вскоре весь театральный Ленинград за глаза называл Товстоногова не иначе как Гога.

Успехи, лавры, признание не изменили его. Товстоногов всегда был в меру замкнут, в меру доступен, как человек, знающий себе цену. Хобби? Коллекция театральных масок. Собирал, привозил отовсюду, показывал с гордостью.

23 мая 1989 года в Большом Драматическом шёл просмотр нового спектакля. Назначив день премьеры, Георгий Товстоногов попрощался с актёрами, сел за руль своего "мерседеса", привезённого из Германии, и отправился домой. Машина остановилась на площади Суворова и больше не тронулась с места. В этот день БДТ видел своего главного режиссёра в последний раз.

Георгий Александрович Товстоногов похоронен в Некрополе мастеров искусств (Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры). Его могила с памятником в виде распятия (1992 год, скульптор Л.К. Лазарев) на Черкасовской дорожке стала последним по времени захоронением в Некрополе.